12.03.2013 | Служба новостей Росфирм

Диагностика неисправностей турбокомпрессора

С помощью турбокомпрессора дизель получает сразу целый ряд преимуществ: сравнительно меньший рабочий объём, качественное сгорание топлива и связанный с этим меньший расход горючего, снижение токсичности газов, усиление стабильности работы двигателя, уменьшение шума.

Как и любая деталь, в частности запчасти для грузовых автомобилей, турбокомпрессор может ломаться. Зачастую для выяснения причин поломки его снимают с двигателя, но практика показывает, что во многих случаях в этом нет никакой необходимости. Самые распространённые неприятности — это шум при работе турбокомпрессора, появление чёрного или синего дыма из выхлопной трубы, большой расход масла или неполная мощность двигателя.

1. Неполная мощность двигателя, а таже появление чёрного дыма из выхлопной трубы могут быть вызваны недостаточным поступлением воздуха в двигатель.

Обычно трудности с поступлением воздуха связаны с засорением канала, подводящего воздух, либо с утечкой воздуха из выпускного коллектора или впускного тракта.

Для того, чтобы установить причину, в первую очередь, необходимо запустить двигатель. При утечке воздуха ощутимо слышится достаточно громкий свист. Затем нужно проверить проходимость воздушного фильтра. Обычно этого хватает для устранения проблемы, но бывают и другие более сложные причины плохой работы турбокомпрессора.

Если после вышеуказанных действий неисправность остаётся, то после остановки работы мотора нужно вскрыть канал, по которому в компрессор поступает воздух. Вполне возможно, что он чем-то забит, например, ветошью. Также необходимо проверить и проходимость глушителя.

Если установлен интеркулер, то система, отключающая его при холодном запуске, также может быть причиной появления чёрного дыма.

При ручном вращении вала турбокомпрессора можно выяснить задевается ли корпус ротором турбины или самим компрессором. Если такое есть, то не избежать замены или ремонта всего узла.

В том случае, когда все эти действия не устранили неисправность, поломка турбокомпрессора исключается. Тогда следует проверить компрессию двигателя или отрегулировать ТНВД.

2. Если из выхлопной трубы идёт синий дым, и это сопровождается повышенным расходом масла, то это означает, что оно сгорает в цилиндрах.

В данном случае имеет место либо неисправность двигателя, либо в турбокомпрессоре происходит утечка масла. В первую очередь лучше осмотреть агрегат наддува, поскольку проверка двигателя является более сложной. Сначала проверяется воздушный фильтр. Если он засорён, то за ротором турбокомпрессора появляется разрежение, куда из подшипников уходит масло.

Затем нужно снять корпуса компрессора и турбины, чтобы выявить не повреждён ли ротор, и свободно ли вращается ось. Также осматривается сливной маслопровод, поскольку, если он забит, то масло будет просачиваться в другие коллекторы, по замасленности которых можно установить причину поломки. Если всё в порядке, то стоит заняться двигателем.

3. Увеличение расхода масла без присутствия синего дыма указывает на очевидную утечку.

В этом случае причина одна: утечка масла. Однако установить откуда именно вытекает масло бывает непросто, поскольку, выделяясь, оно достаточно быстро покрывает и загрязняет большие поверхности. На место протечки укажет чистое замасленное место, в то время как остальная поверхность будет сильно загрязнена.

Случается так, что турбина компрессора исправна, но тем не менее утечка масла всё равно есть. Обычно это происходит при засоренном сливном маслопроводе. Для того, чтобы засоров было меньше, лучше всего выбирать маслопровод в виде прямой трубы с большим диаметром.

4. Причиной работы турбокомпрессора с повышенным шумом может быть неисправность турбокомпрессора или негерметичность газовых коллекторов.

Обычно шум сам показывает на повреждённое место. Утечки воздуха — это повреждения лёгкие. Но если шум обнаружен в агрегате наддува, то предстоит серьёзный ремонт либо замена. Причиной этого шума могут быть различные дефекты подшипников, задевание корпуса турбокомпрессора ротором. Если имеются такие неисправности, то механизм очень быстро придёт в негодность.

Для хорошей работы турбокомпрессора необходимо следить за состоянием маслоподводящей и маслоотводящей трубок. При монтаже нужно убедиться в их проходимости и том, что они не повреждены. Не стоит использовать герметики, так как при растворении в горячем масле они загрязняют и повреждают подшипники и кольца компрессора. Сам турбокомпрессор перед установкой должен быть смазан.

Лидером по надежности считаются турбокомпрессоры, произведенные в Чехии компанией CZ Strakonice. Чешские турбокомпрессоры этой марки применимы для большинства двигателей грузовых автомобилей как отечественного, так и импортного производства. Невысокая цена и длительность безотказной работы — вот основные преимущества этих агрегатов, которые приобрели широкую известность по всему миру и завоевали репутацию лучшего выбора для грузовых автомобилей. Многие заводы-производители автотехники уже на заводе комплектуют выпускаемые автомобили турбокомпрессорами CZ Strakonice.