10.08.2015 | Служба новостей Росфирм
Рынок грузоперевозок: за сколько удастся преодолеть 20-летнее отставание
Отставание российского рынка грузоперевозок от западного очевидно практически всем его участникам. Здесь и инфраструктурные проблемы: дороги, причем, как железные, так и асфальтированные; терминалы, порты, аэропорты – все это сильно отстает от западных стандартов. По мнению экспертов, российский транспортный рынок находится позади от западного на 15-20 лет. Однако не все участники рынка смотрят на сложившуюся ситуацию столь пессимистично. Такое очевидное отставание совершенно не означает, что так много времени потребуется на его преодоление. Так, например, по мнению президента первой единой российской инновационной платформы для грузоперевозчиков, «Системы ГрузоVIG», Валерия Муратова, многие проблемы рынка можно решить за несколько лет, для этого нужно пойти своим путем, не повторяя ошибки запада.
Большая страна – большие проблемы
К инфраструктурным проблемам рынка добавляются и многие другие его очевидные слабости. Это и плохая организация грузоперевозок, и неразвитость страхового рынка в сфере грузоперевозок, и низкий уровень автоматизации транспортных компаний. Все эти факторы вместе препятствуют необходимой модернизации инфраструктуры транспортного рынка и делают его малопривлекательным для серьезных инвестиций. Участники рынка во многом настроены депрессивно, а его ключевые игроки в лице государства и государственных компаний, инвестируя свои средства в инфраструктуру, не всегда уверены в том, что их проекты будут востребованы и могут окупиться. Все это выглядит практически фатально, особенно если учитывать тот факт, что Россия – самая большая страна в мире и инфраструктурные проблемы здесь такого же масштаба. А если брать вместе с Россией страны Таможенного союза или СНГ, то получается, что транспортный коллапс коснулся действительно огромного пространства.
Вопрос техники
Помимо инфраструктурных проблем рынка, особого внимания заслуживает его техническое отставание. Большинство транспортных компаний не автоматизировали свою работу и даже, к примеру, не оборудовали свой автопарк уже давно не новыми для рынка GPS-системами, с помощью которых можно было бы отслеживать перемещение грузов. Техническое отставание российского рынка ведет к его непрозрачности для клиентов и участников. А это, в свою очередь, делает рынок непрозрачным и значит непрогнозируемым для стратегических инвесторов. «Придя на рынок, мы предложили клиентам совершенно простые и понятные сервисы, - комментирует Валерий Муратов, - Например, возможность через личный кабинет увидеть стоимость заказа, возможность видеть перемещение своего груза в онлайн-режиме, документооборот. Было удивительно наблюдать за тем, как эти простые сервисы позволили добиться абсолютной лояльности клиентов, для которых грузоперевозка перестала быть головной болью и стала прозрачной и понятной вещью».
Без страха
Рынок страховых услуг для перевозчиков также недостаточно развит, и компании, как отправляющие грузы, так и занимающиеся их транспортировкой зачастую сталкиваются со значительными проблемами, касающимися обеспечения его сохранности. Отсутствие прозрачной схемы тарифов, отсутствие контроля за передвижением груза, отсутствие тендерной системы выбора и четких критериев оценки качества работы транспортных компаний делают страхование грузов рискованным бизнесом. Появляющиеся риски, соответственно, повышают сами тарифы, и это делает страхование во многих ситуациях недоступным.
«Все просто - проблемы со страхованием связаны в основном не с нежеланием или отсутствием страховых компаний, а с низкой организацией транспортного бизнеса и с недостатком сервиса для клиентов, - комментирует Валерий Муратов. - Все может быть совсем по-другому. Например, если предложения страховых компаний доступны клиентам через онлайн кабинет, то это сервис. Если изначально страхование грузов включено в стоимость перевозки, и за счет того, что общий объем перевозок через, например, нашу электронную систему, идет огромный, нам удается обеспечить минимальные страховые тарифы для всех клиентов, то это вообще убирает данную проблему».
Путь в будущее
Практически все проблемы, за исключением инфраструктурных, могут быть решены за счет автоматизации рынка и внедрения на нем инноваций. Причем речь не столько об автоматизации транспортных компаний, что, конечно, тоже важно, но в первую очередь именно об интеграции рынка, об объединении участников рынка и клиентов в единую систему. Появление электронных систем наподобие «Системы ГрузоVIG» повышает прозрачность рынка и, соответственно, упрощает взаимодействие клиентов и грузоперевозчиков. Структурирование рынка и повышение его интегрированности позволит преодолеть 20-летнее отставание значительно быстрее. Формирование единого рынка даст возможность его оптимизировать и привлечь к нему новых инвесторов.
«Меньше чем за полгода мы смогли войти в ТОП-3 компаний по объему грузоперевозок в Москве и Московской области, а значит, мы правильно угадали основные проблемы, - считает Валерий Муратов. - Через систему доступны функции контроля за перемещением грузов, страховые услуги, выбор тарифов и вариантов перевозки, контроль за качеством исполнения и статистика по каждому конкретному перевозчику».
Инфраструктурное решение.
С другой стороны, стратегическая инфраструктура также может быть восстановлена и создана за счет интеграции и концентрации рынка. Прогнозируемый и прозрачный рынок делает инвестиции в него просчитываемыми и, соответственно, возвратными. Возвратность инвестиций делает возможным более активное использование инструментов ГЧП в реализации стратегически значимых инфраструктурных проектов. Конечно, Россия огромная страна, и на то, чтобы привести всю инфраструктуру в соответствие мировым стандартам, возможно, не хватит и 20 лет, однако основные и наиболее важные с точки зрения организации грузоперевозок проблемы могут быть решены за несколько лет.
Другие статьи по теме
22.02.22 Какие грузы везут из Канады
04.05.21 Особенности и порядок таможенного оформления
30.04.21 Школа бизнеса: как избежать рисков при импорте товаров из Китая?
20.02.21 Порядок таможенного оформления грузов на экспорт
29.10.19 Работа в «Убер»: в чем ее преимущества и особенности
►Все статьи по теме