03.06.2022 | Служба новостей Росфирм
Международный стандарт ИСО 9001 посвящен выстраиванию на предприятиях различных направлений деятельности, масштаба, территориального местоположения системы менеджмента качества (СМК). Это модель управления, которая обеспечивает учет рисков и возможностей, выпуск товаров / оказание услуг, отвечающих требованиям законодательства и ожиданиям потребителей.
Что такое ИСО 9001?
ISO 9001 действует с 1984 года, актуальная редакция была принята в 2015 году. На территории России используется аналог международного стандарта – ГОСТ Р 9001-2015. Цель обеих версий – выстраивание на предприятии СМК, которая обеспечит высокое качество продукции и минимизацию производственных рисков.
ISO 9001 основан на следующих принципах:
- процессный подход в управлении;
- ориентация по потребителей;
- лидерство в управлении;
- взаимодействие между сотрудниками;
- постоянное улучшение;
- принятие управленческих решений на основании объективных фактов;
- менеджмент взаимоотношений.
Характерное свойство ИСО 9001 – гибкость, адаптивность. На его основе функционируют, с ним хорошо совмещаются другие международные стандарты (например, ISO 14001, 45001 и т.д.).
Подробнее о стандарте можно прочитать, перейдя по ссылке: https://mosrst.ru/services/sertifikatsiya-v-sisteme-kachestva-eas/sertificat-po-iso-9001.
Каковы преимущества внедрения и сертификации ИСО?
К числу преимуществ, которые получает организация при внедрении принципов ISO 9001, относится:
- способность стабильно выпускать продукцию / оказывать услуги, которые отвечают ожиданиям потребителей и требованиям законодательства;
- рост удовлетворенности потребителей;
- учет рисков и возможностей, которые связаны со средой функционирования компании и ее целями;
- оптимизация бизнес-структуры и выстраивание эффективного взаимодействия между подразделениями;
- сокращение нецелевых затрат и, как следствие, рост рентабельности бизнеса.
Сертификация в рамках ISO 9001 проводится исключительно по доброй воле компании. Этот шаг предприятия совершают для:
- выхода на зарубежные рынки сбыта;
- старта / продолжения сотрудничества с теми контрагентами, которые требуют сертификат ИСО 9001;
- вступления в СРО;
- получения преимуществ, при участии в закупочных процедурах;
- укрепления доверия, повышения лояльности к бренду со стороны потребителей и деловых партнеров.
Практика демонстрирует, что сертификация по ИСО 9001 наиболее востребована у производственных предприятий, у организаций, которые планируют выход на международный рынок.
Что такое процессный подход?
Стандарт 9001 основан на процессном подходе в управлении организацией. Под процессом понимается некая последовательность действий, которая преобразует входные данные в выходные. Она может быть связана с материальными ресурсами (например, производство, упаковка, доставка товара) или информацией (например, проведение аудита деятельности фирмы).
Процессный подход – это управление взаимосвязанными процессами как системой с целью повышения результативности фирмы в достижении намеченных результатов. Он предполагает, что деятельность ведется циклами, которые состоят из 4-х последовательных этапов:
- Планируй.
Предполагает рассмотрение рисков (как внешних, так и внутренних) и возможностей внешней среды, постановку целей в работе организации, определение процессов, необходимых ресурсов для получения запланированных результатов деятельности.
- Делай.
Включает выполнение задач, поставленных для отдельных подразделений и организации в целом.
- Проверяй.
Предполагает контроль и измерение процессов, параметров товаров / услуг, сопоставление выявленных показателей с нормативами, которые установлены технической документацией, политикой по качеству и т.д.
- Действуй.
Предполагает принятие мер по совершенствованию достигнутого результата в той степени, насколько это осуществимо.
Выполнение указанного цикла позволяет обеспечить процессы организации необходимыми ресурсами и методами управления, добиться непрерывного совершенствования выстроенной СМК.
В основе процессного подхода лежит риск-ориентированное мышление. Оно предполагает выявление факторов, которые могут стать причиной отклонения организации от заданных целей, и взятие их под контроль для минимизации негативных последствий, а также учет возможностей, определенных внешней средой.
Документация в рамках СМК
В рамках внедрения в организации ИСО 9001 управленческий персонал обязан разработать политику в области качества. Это документ, который:
- определяет стратегию развития организации;
- создает основу для целеполагания в области качества;
- включает ответственность за соблюдение нормативов по качеству и постоянному совершенствованию СМК.
Разработанная политика должна быть озвучена линейному персоналу и заинтересованным сторонам (покупателям, инвесторам и т.д.).
Важно, чтобы цели в области качества, установленные в политике, были:
- измеримыми;
- практически реализуемыми;
- актуальными;
- позволяющими обеспечить соответствие товаров / услуг законодательству и ожиданиям потребителей;
- известными всем уполномоченным лицам.
Помимо политики по качеству, в систему документации в рамках СМК входят:
- программа внутренних аудитов;
- записи по обучению персонала;
- записи о проведении оценочных мероприятий в отношении продукции;
- записи по калибровке оборудования;
- критерии по отбору поставщиков;
- приказы о назначении внутренних аудиторов, иных уполномоченных работников;
- должностные инструкции этих работников.
Точный список разрабатываемой документации определяется с учетом специфики деятельности предприятия.
Как внедрить и сертифицировать СМК?
Чтобы выстроить модель менеджмента в рамках ИСО 9001, предприятию необходимо:
- проанализировать требования международного стандарта;
- установить область применения СМК;
- определить, какие положения стандарта применимы с учетом специфики конкретного бизнеса;
- разработать комплект документации в рамках системы менеджмента;
- обучить топ-менеджмент и линейный персонал;
- разработать систему контроля и отчетности с целью обеспечения принципа непрерывного совершенствования.
Совершить все перечисленные шаги предпринимателю помогут эксперты центра сертификации (ЦС). Они также окажут содействие в получении сертификата ИСО 9001. Этот документ выдается по итогам анализа документации и инспекционного контроля предприятия. Его предоставляют аккредитованные органы, обращение в которые организует ЦС. Срок действия сертификата составляет 3 года.
Другие новости по теме
27.06.24 Зачем нужна добровольная сертификация пожарной безопасности?
11.10.20 Как получить уникальный штрих-код на товар в течение одного дня?
24.09.19 О качестве товаров из Китая
15.10.18 Как получить лицензии на лом металла и опасные отходы
20.09.17 Нестабильные показания на установке ИДТ-90
►Все новости по теме