03.06.2022 | Служба новостей Росфирм

Международный стандарт ИСО 9001 посвящен выстраиванию на предприятиях различных направлений деятельности, масштаба, территориального местоположения системы менеджмента качества (СМК). Это модель управления, которая обеспечивает учет рисков и возможностей, выпуск товаров / оказание услуг, отвечающих требованиям законодательства и ожиданиям потребителей.

Что такое ИСО 9001?

ISO 9001 действует с 1984 года, актуальная редакция была принята в 2015 году. На территории России используется аналог международного стандарта – ГОСТ Р 9001-2015. Цель обеих версий – выстраивание на предприятии СМК, которая обеспечит высокое качество продукции и минимизацию производственных рисков.

ISO 9001 основан на следующих принципах:

  • процессный подход в управлении;
  • ориентация по потребителей;
  • лидерство в управлении;
  • взаимодействие между сотрудниками;
  • постоянное улучшение;
  • принятие управленческих решений на основании объективных фактов;
  • менеджмент взаимоотношений.

Характерное свойство ИСО 9001 – гибкость, адаптивность. На его основе функционируют, с ним хорошо совмещаются другие международные стандарты (например, ISO 14001, 45001 и т.д.).

Подробнее о стандарте можно прочитать, перейдя по ссылке: https://mosrst.ru/services/sertifikatsiya-v-sisteme-kachestva-eas/sertificat-po-iso-9001.

Каковы преимущества внедрения и сертификации ИСО?

К числу преимуществ, которые получает организация при внедрении принципов ISO 9001, относится:

  • способность стабильно выпускать продукцию / оказывать услуги, которые отвечают ожиданиям потребителей и требованиям законодательства;
  • рост удовлетворенности потребителей;
  • учет рисков и возможностей, которые связаны со средой функционирования компании и ее целями;
  • оптимизация бизнес-структуры и выстраивание эффективного взаимодействия между подразделениями;
  • сокращение нецелевых затрат и, как следствие, рост рентабельности бизнеса.

Сертификация в рамках ISO 9001 проводится исключительно по доброй воле компании. Этот шаг предприятия совершают для:

  • выхода на зарубежные рынки сбыта;
  • старта / продолжения сотрудничества с теми контрагентами, которые требуют сертификат ИСО 9001;
  • вступления в СРО;
  • получения преимуществ, при участии в закупочных процедурах;
  • укрепления доверия, повышения лояльности к бренду со стороны потребителей и деловых партнеров.

Практика демонстрирует, что сертификация по ИСО 9001 наиболее востребована у производственных предприятий, у организаций, которые планируют выход на международный рынок.

Что такое процессный подход?

Стандарт 9001 основан на процессном подходе в управлении организацией. Под процессом понимается некая последовательность действий, которая преобразует входные данные в выходные. Она может быть связана с материальными ресурсами (например, производство, упаковка, доставка товара) или информацией (например, проведение аудита деятельности фирмы).

Процессный подход – это управление взаимосвязанными процессами как системой с целью повышения результативности фирмы в достижении намеченных результатов. Он предполагает, что деятельность ведется циклами, которые состоят из 4-х последовательных этапов:

  1. Планируй.

Предполагает рассмотрение рисков (как внешних, так и внутренних) и возможностей внешней среды, постановку целей в работе организации, определение процессов, необходимых ресурсов для получения запланированных результатов деятельности.

  1. Делай.

Включает выполнение задач, поставленных для отдельных подразделений и организации в целом.

  1. Проверяй.

Предполагает контроль и измерение процессов, параметров товаров / услуг, сопоставление выявленных показателей с нормативами, которые установлены технической документацией, политикой по качеству и т.д.

  1. Действуй.

Предполагает принятие мер по совершенствованию достигнутого результата в той степени, насколько это осуществимо.

Выполнение указанного цикла позволяет обеспечить процессы организации необходимыми ресурсами и методами управления, добиться непрерывного совершенствования выстроенной СМК.

В основе процессного подхода лежит риск-ориентированное мышление. Оно предполагает выявление факторов, которые могут стать причиной отклонения организации от заданных целей, и взятие их под контроль для минимизации негативных последствий, а также учет возможностей, определенных внешней средой.

Документация в рамках СМК

В рамках внедрения в организации ИСО 9001 управленческий персонал обязан разработать политику в области качества. Это документ, который:

  • определяет стратегию развития организации;
  • создает основу для целеполагания в области качества;
  • включает ответственность за соблюдение нормативов по качеству и постоянному совершенствованию СМК.

Разработанная политика должна быть озвучена линейному персоналу и заинтересованным сторонам (покупателям, инвесторам и т.д.).

Важно, чтобы цели в области качества, установленные в политике, были:

  • измеримыми;
  • практически реализуемыми;
  • актуальными;
  • позволяющими обеспечить соответствие товаров / услуг законодательству и ожиданиям потребителей;
  • известными всем уполномоченным лицам.

Помимо политики по качеству, в систему документации в рамках СМК входят:

  • программа внутренних аудитов;
  • записи по обучению персонала;
  • записи о проведении оценочных мероприятий в отношении продукции;
  • записи по калибровке оборудования;
  • критерии по отбору поставщиков;
  • приказы о назначении внутренних аудиторов, иных уполномоченных работников;
  • должностные инструкции этих работников.

Точный список разрабатываемой документации определяется с учетом специфики деятельности предприятия.

Как внедрить и сертифицировать СМК?

Чтобы выстроить модель менеджмента в рамках ИСО 9001, предприятию необходимо:

  • проанализировать требования международного стандарта;
  • установить область применения СМК;
  • определить, какие положения стандарта применимы с учетом специфики конкретного бизнеса;
  • разработать комплект документации в рамках системы менеджмента;
  • обучить топ-менеджмент и линейный персонал;
  • разработать систему контроля и отчетности с целью обеспечения принципа непрерывного совершенствования.

Совершить все перечисленные шаги предпринимателю помогут эксперты центра сертификации (ЦС). Они также окажут содействие в получении сертификата ИСО 9001. Этот документ выдается по итогам анализа документации и инспекционного контроля предприятия. Его предоставляют аккредитованные органы, обращение в которые организует ЦС. Срок действия сертификата составляет 3 года.