01.09.2008 | Служба новостей Росфирм
Оптовая торговля в России — не расставаясь с «московской пропиской»
Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий розничной торговли приходится на Москву. Региональные же рынки развиты пока слабо, с заметным влиянием прямых связей продавцов с производителями продукции. Это приводит к менее широкому ассортименту, к перекосу в структуре издержек, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшение качества обслуживания в магазинах и т.д.
Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей.
Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транзакционных и транспортных издержек.
Современная оптовая торговля характеризуется усложнением структуры, что связано и с расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике.
Динамика оптовой торговли в России
Источник: CNews Analytics, 2007, по данным Росстата
Ежегодный прирост оборота оптовой торговли в реальном выражении составляет 14-15%, а её объемы составляют порядка 20 трлн руб. Таким образом, внутренняя оптовая торговля развивается весьма динамично и по темпам роста идут в ногу с предприятиями розницы.
Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 22,5% выручки создается за счет продажи топлива, порядка 20% - за счет продажи продовольствия и чуть более 17% - за счет непродовольственных товаров.
Структура выручки в секторе оптовой торговли
Источник: CNews Analytics, 2007
Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая её развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий розничной торговли приходится на Москву, при том, что доля Москвы в розничной торговле только 23%. Это означает, что региональные рынки развиты пока довольно слабо (по сравнению с Москвой) и на них значительно большую долю занимают прямые связи продавцов с производителями продукции. Это приводит и к менее широкому ассортименту продукции в магазинах, и к перекосу в структуре издержек предприятий розницы на связи с производителями, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшение качества обслуживания в магазинах и т.д.
Оборот организаций оптовой торговли в округах РФ
Источник: CNews Analytics, 2007
Та же картина получается, если анализировать развитие оптовой торговли по регионам в динамике. Обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов (ситуация обратная по отношению к сектору розничной торговли). В среднем за последние 2-3 года обороты оптовой торговли в Москве росли на 25-27% в год (в реальном выражении), тогда как в округах - всего на 5-10%.
Показатель / Сектор | Прибыльность предприятий | Степень концентрации (доля крупных и средних предприятий) | Коммерческие и управленческие расходы в отношении к... | ||||
Отношение валовой прибыли к обороту предприятий, % 1 | Отношение нераспределенной прибыли к обороту, % 2 | В количестве предприятий, % | В обороте предприятий, % | Превышение удельного оборота крупного предприятия над удельным оборотом среднестатистического предприятия, раз 4 | ..валовой прибыли, % | ..обороту предприятий, % | |
Торговля автотранспортными средствами | 6,3 | 1,8 | 6,0 | 49,2 | 8,2 | 63,9 | 4,0 |
Оптовая торговля | 14,2 | 4,8 | 5,3 | 45,8 | 8,6 | 60,8 | 8,6 |
Розничная торговля | 8,4 | 1,0 | 11,4 | 39,4 | 3,4 | 81,9 | 6,9 |
Общественное питание 3 | 30,4 | 9,1 | 29,9 | 56,4 | 1,9 | 85,4 | 25,9 |
1 В отличие от оборота торговли, оборот предприятий торговли представляет собой выручку-нетто от реализации товаров, продукции, работ и услуг (за вычетом НДС, налога с продаж, акциза и других аналогичных обязательных платежей).
2 Нераспределенная прибыль (сальдированный финансовый результат) - конечный финансовый результат деятельности предприятия, сумма прибыли за вычетом расходов по всем хозяйственным операциям.
3 Включая деятельность гостиниц, ресторанов, столовых при предприятиях и учреждениях.
4 Условный показатель, рассчитанный как отношение , где Оk - оборот крупных и средних предприятий сектора, О - оборот всех предприятий сектора, Кk - количество крупных и средних предприятий сектора, К - общее количество предприятий сектора.
В секторе оптовой торговли один из самых высоких (среди прочих секторов торговли) уровень концентрации: число крупных предприятий в секторе - чуть более 5%, однако на них приходится почти 46% всего оборота оптовой торговли. В среднем по отрасли оборот одного крупного предприятия в 8,6 раза выше оборота среднестатистического предприятия. По данному показателю сектор оптовой торговли является абсолютным лидером.
По прибыльности оптовики также одни из первых, правда, существенно уступая сектору общественного питания, идущему по прибылям с большим отрывом от прочих торговых секторов. Валовая прибыль в оптовой торговле составляет около 14% от оборота, тогда как в рознице этот показатель - 8,4%, в торговле автотранспортом - чуть более 6%. С сектором общественного питания, однако, эти результаты оказываются несоизмеримыми - для ресторанов доля валовой прибыли в обороте переходит за 30%. По уровню нераспределенной прибыли оптовики сохраняют свои позиции - доля чистой прибыли в обороте около 5%, что более чем в 2,5 раза больше чем у автодилеров и почти в 5 раз больше, чем рознице. Рестораны, кафе и бары по этому показателю уходят далеко в отрыв, опережая оптовиков с почти 2-х кратным преимуществом.
Уровень коммерческих и управленческих расходов (по доле в обороте) у оптовых предприятий близок к розничным, хотя и чуть завышен (8,6% и 6,9%, соответственно). В структуре расходов на производство и реализацию продукции оптовые предприятия явно экономят на оплате труда и энергии (6,9% и 1%, тогда как в рознице соответствующие расходы - 30,7% и 5%). Не менее выгодными оказываются позиции оптовых предприятий по отношению к затратам на аренду - арендовать складские помещения на окраинах города гораздо дешевле, чем помещения для магазинов и ресторанов, которые должны быть более высокого качества и располагаться, к тому же, в черте или в центре городов (последнее критично, например, для ресторанов). Поэтому затраты на аренду для оптовых предприятий составляют менее 2% в структуре расходов, а для ресторанного бизнеса и розницы доля этой статьи расходов в 2-6 раз выше.
В целом в секторе оптовой торговли наблюдается медленное увеличение представленности сегмента крупных и средних предприятий. Укрупнение сектора связано с традиционными для капиталоемких и ресурсоемких отраслей факторами - эффектом масштаба, экономией затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения бизнеса, наблюдаемыми в целом в экономике. При общих довольно высоких трендах развития, основная проблема сектора оптовой торговли в России - это его «столичная прописка» при недопустимо более скромном развитии в регионах
Другие статьи по теме
30.06.17 Преимущества покупки товаров из США с доставкой в Россию
28.06.15 Виды картриджей и их заправка
19.08.09 Москвичи резко беднеют - так же резко, как недавно богатели
14.08.09 Генплан Москвы до 2025 года обсудили активно: с транспарантами и валерьянкой
11.08.09 Владимир Путин требует от регионов сократить расходы в обмен на господдержку
►Все статьи по теме