24.10.2008 | Служба новостей Росфирм

Как финансовый кризис повлиял на жизнь простых россиян

Как финансовый кризис повлиял на жизнь простых россиян

По словам экспертов, мировой финансовый кризис уже начал отражаться на жизни граждан России. В то же время потерями некоторой части населения, которая играет на биржах и в силу этого денежно пострадала, все не закончится. Уже в ближайшее время из-за кризиса россияне будут вынуждены отказываться от покупки новых автомобилей, могут пострадать из-за остановки платежей за авиабилеты и от падения цен на недвижимость и сократят расходы на сотовую связь.

Вместе с тем уже сейчас в России 40,6% вкладчиков боятся потерять сбережения в банках. Такие данные приводятся на сайте ВЦИОМ.

Чаще всего российские вкладчики опасаются за свои сбережения из-за неуверенности в политической и экономической стабильности (21%) и опасений повторения дефолта 1998 года (18%). В качестве других оснований для подобных тревог они указывают инфляцию (16%) и угрозу последствий мирового финансового кризиса (15%). Кроме того, вкладчики не доверяют отечественной банковской системе (13%) и опасаются возможного банкротства банка (12%).

Между тем самыми надежными способами хранения денег россияне признали покупку недвижимости (51%), золото и драгоценности (19%) и хранение денег в "Сбербанке" (17%). Последний они, по словам социологов, отделяют от коммерческих кредитных организаций.

Интересно, что при этом о государственной системе страхования вкладов знают только 44% россиян, хранящих сбережения в банках.

Из-за мирового финансового кризиса в 2008 году в России будет продано на 250 тысяч автомобилей меньше, чем предполагали автопроизводители, хотя ранее российский рынок считался самым динамичным в этой сфере.

Виной этому - сворачивание программ автокредитования, по которым приобреталось большинство машин в среднем ценовом сегменте. Прогнозы Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) о том, что в России в этом году будет продано 3 млн автомобилей, не оправдались, сообщил вице-президент комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. Прирост авторынка в 2008 году составит 18% против 38% прошлого года.

Эксперты предрекают задержки в исполнении планов по строительству заводов тех автопроизводителей, которые только заявили о своих интересах в организации производства в России. Одновременно дилеры Ford сообщили, что заказы автомобилей этой марки с европейских заводов сократились за последний месяц примерно на 30-40%. По прогнозам Nissan, в 2009 году темпы роста замедлятся еще больше.

Для отечественного авторынка станут тяжелыми следующие несколько месяцев. По словам экспертов, в начале года начнется консолидация рынка, а производители компонентов будут откладывать выход на российский рынок.

Но наибольший страх производителям внушают ценовые войны. Скидки могут серьезно снизить рентабельность, а вернуться к прежнему уровню цен будет трудно.

Вместе с тем падение продаж в сентябре показали сразу 15 брендов - главным образом снижается интерес к массовым и бюджетным моделям. В октябре в условиях кризиса было объявлено о скидках на автомобили Mitshubishi и Citroen.

Авиаперевозчики и их агенты в условиях кризиса оказались особенно уязвимы. Дело в том, что в большинстве случаев платежи за перевозку между ними осуществляются по электронной системе взаиморасчетов международной организации гражданской авиации IATA - Billing and Settlement Plan, или BSP.

Цепочка следующая: пассажир покупает билет у агента, агент через банк перечисляет деньги в IATA, которая в свою очередь рассчитывается с авиакомпаниями. Если агент задерживает перечисление денег, IATA попросту отключает его от BSP, и осуществлять продажи он уже не может.

Заложниками такого порядка уже стали петербургские агенты, которые столкнулись с проблемой перевода денег по BSP через банк "Восточно-Европейская финансовая корпорация" (ВЕФК). Банк подтверждает, что деньги были списаны со счетов агентов. Однако с корсчета ВЕФК в пользу IATA ни один платеж списан не был. Аналогичные проблемы возникли в Москве с банком "Электроника", рассказал первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович.

В результате агенты вынуждены искать средства для повторной оплаты билетов - уже через другие банки. В противном случае деньги не дойдут до авиакомпаний и пассажиры не смогут улететь по уже оплаченным ими билетам.

По словам первого вице-президента АТОР, агентам теперь придется искать деньги, чтобы повторно оплатить услуги авиакомпаний через другие банки. Однако в нынешних условиях такая возможность есть не у всех агентов.

Между тем авиакомпания "Аэрофлот" в среду распространила среди своих агентов, продающих авиабилеты, рекомендацию осуществлять денежные переводы через три банка: "Сбербанк", "Газпромбанк" и ВТБ. Раньше в списке надежных банков, с точки зрения перевозчика, значились 30 организаций.

Наряду с тем, что россияне, судя по опросам, по-прежнему считают вложения в недвижимость одними из самых надежных, эксперты это мнение опровергают.

Так, в ближайшие полгода цены на жилье в новостройках в Москве могут снизиться на 10-20%, а в некоторых случаях до 30%, предупреждают риелторы. К этому приведет массовый выброс на рынок инвестиционных квартир, владельцы которых погорели на резком падении фондового рынка.

Однако уже вскоре из-за того же кризиса, повлекшего за собой финансовые проблемы у застройщиков и, как следствие, сокращение объемов предложения, цены опять поползут вверх, но уже на уровне инфляции.

За август средняя стоимость жилья в московских новостройках выросла на 2,8%, до 6,48 тысячи долларов за 1 кв. метр (рост с начала года 29%), говорится в отчете корпорации "Инком".

Эксперты рынка уверены, что это последний рывок цен на столичные квартиры в строящихся домах перед неминуемой коррекцией. "После резкого падения фондового рынка у крупных инвесторов, вкладывающих средства в жилье, началась паника", - утверждает один из участников рынка.

Положение усугубляется тем, что банки меняют условия игры на ипотечном рынке, повышая ставки по уже выданным кредитам.

На этом фоне в столице падают в цене съемные квартиры. Вследствие этого могут пострадать люди, эти квартиры сдающие.

Аналитики предрекают российским сотовым операторам "большой тройки" трудные времена. Как предупреждают в своем отчете аналитики Альфа-банка, компании МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" могут столкнуться со снижением уровня потребления услуг сотовой связи населением и сокращением доходов, вследствие чего будут вынуждены сокращать капитальные вложения

Один из вариантов развития событий предусматривает, что абоненты сократят продолжительность разговоров: среднее количество минут в месяц снизится с нынешних 214 до 182 минут уже в первом квартале 2009 года.

Тем не менее уже во втором квартале аналитики ожидают возобновление роста. В отчете говорится, что с момента начала предыдущего кризиса в августе 1998 года до четвертого квартала 1999 года у МТС среднее количество минут в месяц уменьшилось на 42%, у "Вымпелкома" - 54%.

Самый негативный сценарий Альфа-банка предусматривает, что снижение показателя среднего количества минут в месяц "большой тройки" будет таким же, но на уровне 182 минут этот показатель сохранится вплоть до 2013 года, а средние месячные траты абонента в долгосрочной перспективе будут на уровне 14 долларов.

Справедливости ради стоит отметить, что в МТС, "Вымпелкоме" и "Мегафоне" не стали комментировать прогнозы аналитиков, утверждая, что на данный момент повода для беспокойства нет.

Источник: NEWSru.com