20.04.2009 | Служба новостей Росфирм

Московские ГУПы ждет реформа

Московские ГУПы ждет реформа

Тринадцать московских ГУПов-монополистов в различных отраслях городского хозяйства будут реформированы в 2010-2011 годах, заявил глава департамента имущества города Москвы и заместитель мэра Владимир Силкин. Ранее старт реформы государственных унитарных предприятий был запланирован на 2009 год, однако по экономическим причинам ведомство приняло решение отложить ее.

«Нам необходимо определить общие подходы по отношению к этим предприятиям, а дальше с каждым работать по индивидуальному плану. Одни ГУПы могут быть акционированы, другие стать казенными предприятиями», - объяснил чиновник. По его словам, для каждого из крупнейших ГУПов, среди которых «Мосводоканал», «Мосгортранс», Московский метрополитен и «Мосзеленхоз», будет разработана специальная программа реформирования.

Первоочередной мерой Владимир Силкин назвал вывод непрофильных активов ГУПов (например, объекты соцкультбыта и жилые дома), числящихся на балансе: «Их содержание финансируется за счет тарифов. Если издержки предприятий уменьшатся, тарифы естественным образом снизятся, и городу придется нести меньшие затраты на их субсидирование», - пояснил заммэра.

Среди других проблем были названы перекрестное софинансирование, непрозрачные схемы распределения заказов и выполнение функций, которые относятся к полномочиям органов госвласти. «Конечной целью реформирования является удешевление услуг, которые монополисты оказывают жителям города», - подчеркнул Силкин и отметил, что после реформирования предприятия будут находиться в собственности города.

Ранее руководитель столичного метро Дмитрий Гаев неоднократно говорил, что в будущем метрополитен может перейти в частные руки. Согласно его оценке, стоимость основных фондов метрополитена составляет 700 млрд рублей, что позволяет ему входить в десятку отечественных компаний по стоимости чистых активов. Однако, по словам Гаева, законодательство запрещает акционировать предприятия общественного транспорта. «Поэтому нам надо выходить в правительство страны с тем, чтобы для нас сделали исключение в качестве эксперимента, либо просить убрать из законодательства запрещающую норму», - считает глава московской подземки.

Появлялись сообщения и о грядущей приватизации «Мосгортранса»: подготовку ГУПа к акционированию планировалось начать в 2009 году и завершить в течение года. В городском департаменте имущества считают, что акционирование предприятия будет способствовать развитию конкуренции на рынке внутригородских пассажирских перевозок. По мнению чиновников, инфраструктурную составляющую, находящуюся на балансе «Мосгортранса» (отстойно-разворотные площадки, остановки), нужно закрепить за городом, а подвижной состав - приватизировать.

Руководитель дирекции по территориальному развитию АКГ «Развитие бизнес-систем» Сергей Изместьев разъяснил BFM.ru процедуру акционирования ГУПов: «Законодательство гласит, что акции будут принадлежать тому же государственному территориальному образованию, которое являлось учредителем данных юридических лиц - то есть правительству Москвы. И лишь дальнейшие шаги правительства Москвы, например, приватизация (продажа пакетов акций этих предприятий) сделает возможным их переход в собственность частных юридических или даже физических лиц».

По мнению эксперта, есть смысл акционировать лишь те предприятия, которые непосредственно не связаны с государственным регулированием тарифов - среди названных Владимиром Силкиным это «Мосзеленхоз» и «Мосгортранс». Казенными же могут сделать столичный метрополитен и «Мосводоканал», полагает Сергей Изместьев. Он добавляет, что по закону могут быть акционированы любые государственные унитарные предприятия, кроме связанных с оборонной промышленностью.

ГУПы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и транспорта не интересны инвесторам, считает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Основной проблемой для ЖКХ является изношенность основных фондов, а из предназначенного для ее решения фонда реформирования ЖКХ за последнее время выведено уже 85 млрд рублей, что не позволяет надеяться на расширение инвестиций. Что касается транспортных предприятий, «выводить их на рынок будет дороже, чем поддерживать их функционирование», - утверждает эксперт.

Дмитрий Абзалов уверен: даже если будет принято решение продать часть акций инвесторам, правительство Москвы сохранит блокпакет, чтобы принимать юридические решения. «Все зависит от экономической конъюнктуры: если она будет благоприятна, то можно разместить на рынке более 50% акций. В противном случае будут размещаться небольшие пакеты - 25% или, может быть, даже меньше».

Сергей Изместьев из АКГ «Развитие бизнес-систем» считает, что при принятии решения об акционировании того или иного предприятия правительство Москвы будет руководствоваться необходимостью снизить на них бюджетную нагрузку, дав им возможность направить часть прибыли на собственное развитие и тем самым снизить издержки по оказываемым услугам. При этом бюджет освободится от обязанности дотировать эти предприятия в случае неэффективности их работы или неэффективного госрегулирования их тарифов.

«Издержки действительно могут быть уменьшены за счет прихода инвесторов с большими финансовыми средствами и опытом управления предприятиями. С другой стороны, понятно, что инвестор будет отбивать свой заход в компанию именно за счет повышения тарифов, - комментирует для BFM.ru Дмитрий Абзалов из Центра политической конъюнктуры. - Поэтому такие социально-значимые предприятия, как «Мосгортранс», неминуемо ждет повышение тарифов. Иначе московскому правительству придется субсидировать этот процесс на уровне кредитов, на что в условиях падения доходов оно пойти не сможет. С другой стороны, избавившись от сложных предприятий с баланса, Москва сумеет аккумулировать достаточные средства на выполнение социальных программ».

Источник: BFM.Ru

назад