29.08.2012 | Служба новостей Росфирм

Медиация: истоки

С развитием экономики в обиход входит множество терминов, которые считаются новыми. Одним из таких является санация. Экономическое оздоровление предприятия на самом деле начало использоваться не сегодня. То же самое можно сказать и о медиации в деловом мире. Посредничество действительно очень древний вид деятельности. Когда-то термин был применим исключительно в сфере торговых отношений. На самом деле понятие гораздо шире.

Сегодня медиация применяется в различных сферах, как альтернатива судебным процессам. История же социально-правового института достаточно древняя. Широкое распространение посредничество имело в Древнем Вавилоне, на Востоке. И сегодня в Китае, Японии отдают предпочтение решению споров через диалог. Судебные разбирательства являются крайней мерой. Институт посредничества развивался во времена Древней Греции, Рима. Законодательное закрепление этого понятия началось с Дигестов Юстиниана. Именно в римском праве впервые появилось определение «медиатор».

В современном виде институт медиации возник только в 20 веке. Родиной его считается Америка. Предпосылками к мирной форме урегулирования конфликтов в диалоге послужили сложные отношения между работодателями и профсоюзами. Краеугольным камнем, яблоком раздора являлись условия труда и размеры заработных плат. Проблемы решать необходимо было быстро, иначе забастовки могли парализовать деятельность промышленного сектора. Тогда впервые был предложен нейтральный посредник в решении конфликтов – министерство труда. В США даже был создан орган федерального значения – служба по примирительным процедурам. К слову, она функционирует и сегодня.

Второй этап развития социально-правового института начался с возникновения организаций «Community Mediation» и «Neighborhood Justice Centers» в 1960-х. Деятельность их была направлена на помощь в разрешении семейных конфликтов, разбирательств соседей, малообеспеченных лиц между собой. Основной идеей такого посредничества было предложение определенному кругу лиц, которые отказывались от обращения в государственный суд по эмоциональным или финансовым причинам, другую (альтернативную) площадку для урегулирования споров.

Самостоятельной процедурой медиация стала только в 1980-х. Главное, на что делается упор при посредничестве – определение интересов сторон. Медиатор должен строить переговоры так, чтобы на первый план вышли именно они. По сути, медиация является реализацией концепции «win-win» без победителей и проигравших. Основной целью является договоренность с соблюдением интересов обеих сторон.