21.08.2008 | Служба новостей Росфирм

Складские игры

Все мировые столицы являются по совместительству и крупными логистическими центрами. Россия не исключение. Формирование рынка складов в нашей стране началось с Москвы и северной столицы - Санкт-Петербурга. Однако если в Европе складские девелоперы вслед за ритейлерами быстро освоили регионы, то в России свои правила игры, и европейские стандарты здесь не работают.
Увеличить
Столичный переполох
Прошлый год выдался неспокойным для владельцев складских помещений, расположенных в столичном регионе. По данным компании Praedium, на начало 2007 года к вводу в эксплуатацию было заявлено около 1,5 млн кв. м. "Москва жила в ожидании: если бы все заявленные проекты вышли на рынок, то предложение превысило бы спрос, а следовательно, стоило ожидать падения арендных ставок",- объясняет заместитель директора отдела складских и индустриальных помещений Jones Lang LaSalle Петр Зарицкий. Однако чуда не произошло. В Москве и области в прошлом году, по данным Praedium, было введено лишь 800 тыс. кв. м складских помещений. Экспертов такая арифметика не удивила. Как правило, делится Петр Зарицкий, строится не больше 70% от заявленных проектов. Ожидаемого падения тоже не произошло. "Рынок достаточно быстро абсорбировал новые проекты,- говорит он.- В результате цены не упали, а, наоборот, выросли".

Один из основных индикаторов насыщения рынка - уровень свободных площадей. По словам руководителя отдела складской и производственной недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Егора Дорофеева, сегодня в столице он составляет 1-2%. "Правда, пока это происходит не потому, что на какие-то площади нет спроса, а из-за различных технических, юридических тонкостей,- объясняет он.- К примеру, где-то была подписана сделка, но арендатор не предоставил гарантии в оговоренные сроки, в результате он теряет площади, и они снова выходят на рынок. Но вакантными они останутся всего на несколько дней. Для сбалансированного рынка уровень свободных площадей должен составлять 5-6%".

Склады в столице продолжают строиться, правда, более скромными темпами. Согласно прогнозам, опубликованным в начале года, вспоминает руководитель отдела складских и промышленных помещений CB Richard Ellis Роберт Обри, на столичном рынке должно было появиться 1,5 млн кв. м новых площадей. "Сейчас мы говорим, что эта цифра составит порядка 500 тыс. кв. м, но, скорее всего, построят только половину от этого объема",- продолжает он. Если все заявленные в начале года проекты реализуются, рассуждает консультант департамента складской недвижимости DTZ Анна Верещагина, то рынок складов в Москве будет близок к насыщению. "Правда, это маловероятно",- добавляет она. А вот рынок северной столицы, по ее мнению, уже переоценен. Сегодня в Петербурге около 6 млн кв. м, правда, по данным компании Knight Frank St. Petersburg, на качественные склады класса А и В приходится всего 600 тыс. кв. м. Еще около 90 проектов общей площадью 3 млн кв. м находится в стадии разработки или строительства. "Во всех регионах, кроме Петербурга и Москвы, ощущается острый дефицит складских помещений",- говорит Анна Верещагина. "В абсолютном выражении склады по-прежнему в дефиците: в среднем по России на человека приходится не более 0,5 кв. м",- делится руководитель отдела маркетинга компании "Евразия Логистик" Николай Дицман.

Увеличить


Централизованное государство
"На данный момент логистика в нашей стране централизована, основные грузопотоки идут через Москву и Санкт-Петербург",- объясняет сложившуюся ситуацию партнер Knight Frank Роман Бурцев. И поскольку рентабельность автоперевозок ограничивается 3 тыс. км, продолжает он, у ритейлеров нет прямой необходимости арендовать складские площади в близлежащих районах. "Дистрибуция от 700-800 км уже неэффективна",- не согласен с ним Николай Дицман. Правда, прогнозировать региональный спрос на складские помещения в нашей стране непросто. "На Западе существуют определенные стандарты, которые, к сожалению, неприменимы в России,- сетует Роберт Обри.- Даже на таком рынке, как Москва, с самой продвинутой логистикой можно наблюдать отсутствие товаров в складских помещениях: на Западе такой сценарий неприемлем".

Европейские нормы, такие, как развитие ритейла или количество населения в регионе, в нашей стране не работают. "Склады - это один из элементов цепочки товародвижения,- рассуждает Егор Дорофеев.- Поэтому понятно, что если есть потребление товара, то по логике нужно как-то обеспечить наличие этих товаров". По словам Николая Дицмана, розничная торговля - основной драйвер спроса на склады - ежегодно прибавляет 15-20%, а предложение только в Москве растет сопоставимыми темпами, а в регионах - гораздо медленнее. "Мы рассматривали, насколько коррелирует развитие ритейла и складов, но не увидели две параллельные ситуации",- замечает Егор Дорофеев. В частности, по словам Романа Бурцева, в Казани, несмотря на огромное количество торговых площадей, наблюдается переизбыток предложения складов класса А. "Местные компании не могут позволить себе арендовать качественные складские помещения по ставкам, близким к московским, в результате помещения с высокими арендными ставками стоят незаполненные",- объясняет он. Высокая стоимость аренды в регионах, по мнению экспертов, объясняется себестоимостью строительства, которая близка к московской, а то и превышает ее. "В прошлом году цены на ряд стройматериалов выросли на 40%, выросла стоимость услуг подрядных организаций, наблюдается дефицит бетона и металлоконструкций,- говорит гендиректор ГК "Авалон" Алексей Гуща.- У многих из нас еще остается неверное представление, что в регионах строительство обходится дешевле, чем в Москве. За Уралом, например, сейчас, материалы уже дороже, в Новосибирске себестоимость строительства также превышает московскую".

Еще один немаловажный фактор для прогнозирования развития складской недвижимости в том или ином регионе - количество населения. Согласно сложившейся в Европе практике, на 1000 человек должно быть построено от 600 до 2000 кв. м складских площадей. Но Россия - централизованная страна, и здесь другие правила игры. По словам Роберта Обри, каких-то определенных критериев для выбора того или иного региона сегодня вообще не существует. "Компании вынуждены планировать каналы своих поставок, принимая во внимание существующие предложения на рынке складских помещений или с учетом реалистичного выхода на рынок новых площадей",- объясняет эксперт. По его словам, сегодня внимание фокусируется на таких логистических узлах в регионах, как Москва и Санкт-Петербург, обслуживающих европейскую часть России, Ростов и Краснодар (Южный регион), Екатеринбург (Урал) и Новосибирск (Сибирь).

По мнению Николая Дицмана, Россия по степени централизации очень похожа на Австралию. Объем складов на душу населения в этой стране достигает 3-4 кв. м, что выше европейских норм. "Хотя по уровню экономического развития мы пока отстаем от той же Австралии, потенциальных складских центров у нас больше,- рассказывает Николай Дицман,- ведь расстояния между городами большие, и крупной компании для оптимальной логистики нужно иметь кроме центрального склада в Москве или Петербурге три-четыре региональных (Самара, Ростов, Екатеринбург) и пять-семь локальных (Краснодар, Омск и т. д.). В той же Сибири расстояния между городами достаточно большие, а возить фурами за 800 км невыгодно".

Петр Зарицкий замечает, что стоит разделить города, у которых достаточно большая собственная емкость потребления, и хабы - города, служащие в основном перевалочными пунктами. "В частности, в отличие от той же Казани в Новосибирске ритейл не сильно развит, но при этом город покрывает всю территорию Сибири",- приводит он пример. "Вопрос состоит не в том, перенасыщен ли тот или иной рынок, а в том, рассматривают ли компании этот регион с точки зрения эффективности затрат и развития своих каналов поставок в этот город",- добавляет Роберт Обри.

Основные логистические центры сосредоточатся в крупных городах, которые расположены вдоль транспортного коридора Европа-Азия, говорит Анна Верещагина. По ее мнению, стратегический интерес для складских девелоперов представляют также развивающиеся рынки Украины и Казахстана.

http://kommersant.ru/