09.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Перевод рейсов «Эйрюнион» из «Домодедово» во «Внуково» в полтора раза увеличит пассажиропоток последнего

Начиная с воскресенья все рейсы авиакомпаний «Красэйр», «Домодедовские авиалинии» и «Самара» (входят в альянс «Эйрюнион») переведены из «Домодедово» во «Внуково». По оценке руководителя антикризисного штаба по ситуации с «Эйрюнион» и председателя совета директоров «Внуково-инвест» Виталия Ванцева, аэропорт уже два дня принимает на себя пассажиропоток, равноценный 1,5 млн человек в год. Доля «Эйрюнион» в пассажиропотоке «Домодедово» не превышала 7-8%, говорит представитель аэропорта, это примерно 1,8 млн пассажиров в год. Еще «пара процентов» - пассажиропоток других авиакомпаний, пакеты которых планируется передать «Ростехнологиям», добавляет он, но их рейсы пока во «Внуково» не переведены.

Как быть транзитным пассажирам
В выходные «Внуково» и мэрия Москвы возили пассажиров на автобусах из «Внуково» в «Домодедово», чтобы они успели на рейсы других авиакомпаний. Но это временная мера, говорит чиновник в мэрии. Между тем у «Красэйр» есть интерлайн-соглашения с рядом зарубежных авиакомпаний с учетом пересадки в «Домодедово». Представитель Swiss Airlines считает, что большой роли в бизнесе авиакомпании соглашения не играют, а Lufthansa еще не совсем прояснила для себя ситуацию с «Эйрюнион» и только потом будет решать, как быть.
 

Новая авиакомпания
В авиакомпанию, создаваемую «Ростехнологиями», правительством Москвы и Красноярского края, войдут активы «Атлант-союза», «Красэйр», «Домодедовских авиалиний», «Самары», ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургских авиалиний», «Саратовских авиалиний», «Владивосток-авиа» и др.

Но это только начало: «Ростехнологии», планирующие создать новую авиакомпанию на обломках «Эйрюнион» (см. справку), обещают «Внуково» дополнительный пассажиропоток 4 млн человек в год.

Столько «Внуково» не осилит. В 2007 г. аэропорт обслужил 6,789 млн человек при пропускной способности около 7,6 млн человек. Сейчас в аэропорту два терминала - международный (25 000 кв. м) и для внутренних рейсов (28 000 кв. м). Первый принадлежит компании «Международный аэропорт «Внуково» (25% - у правительства Москвы), а внутренний - компании «Аэропорт Внуково» (73,62% у Москвы).

Проблема с вокзалами будет решена, обещает Ванцев. «Аэропорт Внуково» строит новый аэровокзальный комплекс стоимостью 24 млрд руб. и площадью 250 000 кв. м. Уже скоро будет достроена его первая очередь на 170 000 кв. м, говорит Ванцев, но точных сроков не называет. Вторая очередь площадью 50 000 кв. м будет готова в 2009 г., третья (30 000 кв. м) - к 2015 г. К этому времени аэропорт сможет принимать до 20 млн пассажиров в год.

После завершения строительства нового терминала площадей «Внуково» хватит с запасом, считает главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев, но пропускная способность взлетно-посадочных полос (ВВП) ограничена. Пока во «Внуково» действует одна полоса. Ванцев говорит, что для обслуживания нынешнего пассажиропотока ее хватит, а вскоре будет сертифицирована вторая.

Даже после этого аэропорту будет далеко до «Домодедово» и «Шереметьево», имеющих по две полосы, полагает Пантелеев: полосы «Внуково» пересекаются и два самолета одновременно взлетать не могут. Кроме того, у «Внуково» уже сейчас чувствуется дефицит стояночных мест, а с приходом новых рейсов аэропорту придется решать вопрос с деловой авиацией, считает Пантелеев. Представитель «Внуково-инвест» отмечает, что пересекающиеся полосы позволяют взлетать при боковом ветре любого направления.

Ванцев добавляет, что в перспективе можно построить еще одну полосу вдоль Киевского шоссе с рулежными дорожками над ним. Правда, земля для этого у «Внуково» еще не зарезервирована, говорит он, но это дальняя перспектива: полоса понадобится для расширения мощности аэропорта до 30 000-35 000 человек в год.

Гендиректор компании «Аэропрогресс» Александр Фридлянд отмечает еще одну проблему: дефицит обслуживающего персонала в краткосрочном периоде. Впрочем, по мнению эксперта, это займет не больше пары месяцев. Вчера все рейсы «Эйрюнион» вылетали из «Внуково» вовремя.

Впрочем, эксперты и конкуренты сомневаются, что «Ростехнологии» увеличат пассажиропоток «Внуково» на 4 млн человек. «Ист лайн» (управляет «Домодедово») не снижает прогноз на 2008 г., говорит его представитель: аэропорт перевезет 22 млн человек как с «Эйрюнион», так и без него. Достичь этого можно будет в том числе за счет заключения новых контрактов с международными авиакомпаниями, переговоры с которыми уже ведутся, рассказывает он. А Пантелеев добавляет, что большая часть бывших пассажиров «Эйрюнион» останется в «Домодедово». Кризис «Эйрюнион» привел к потере доверия и, к примеру, «Трансаэро» и «Сибирь», летающие из «Домодедово», уже начинают возить пассажиров по направлениям «Эйрюнион», говорит он.

Представитель «Ростехнологий» уверен, что «Внуково» справится с увеличившимся пассажиропотоком.

Аэропорты под вопросом

В уставный капитал новой авиакомпании, которую создают «Ростехнологии», на базе «Атлант-союза» и «Эйрюнион» планируется передать в том числе и два аэропорта - пакеты акций в компаниях-операторах «Внуково» от правительства Москвы и 51% красноярского «Емельяново». Впрочем, совместное владение авиакомпанией и аэропортом давно вызывает недовольство чиновников Росимущества и антимонопольной службы. Ведь авиакомпания в этом случае может влиять на подконтрольный ей аэропорт и вытеснять из него конкурентов. Например, Росимущество в начале этого года активно возражало против передачи аэропорта Хабаровска в собственность «Дальавиа». А ФАС не разрешила «Ютэйр» купить 49% акций тюменского аэропорта «Рощино», поскольку на компанию приходилось 60% всех перевозок из Тюмени. И одним из условий создания «Эйрюнион» было выделение «Емельяново» в отдельное юрлицо, что и было сделано в начале этого года.

По закону препятствий к совместному владению авиакомпанией и аэропортом, так же как и к их консолидации на баланс одного лица, нет, говорит начальник управления ФАС по контролю и надзору на транспорте и в области связи Константин Сеничкин. Пока норма не прописана в законе, принудительно разделить аэропорт и авиакомпанию можно только в том случае, если аэропорт систематически нарушает закон о конкуренции, ущемляя права других авиакомпаний. Конечно, если ФАС проверит аэропорт и поймет, что закон о конкуренции не нарушается, никаких претензий к нему не будет, но такое бывает редко, отмечает Сеничкин. Планы «Ростехнологий» по созданию авиакомпании он комментировать не стал.

http://www.vedomosti.ru/