12.03.2009 | Служба новостей Росфирм

Продажи дорогих авто растут на фоне тотального падения бюджетных марок

Продажи дорогих авто растут на фоне тотального падения бюджетных марок

Российский авторынок в феврале ускорил падение - продажи снизились на 38% против 33% в январе. На этом фоне премиальные бренды вновь показали прирост. Это означает, что деньги на покупку автомобиля остались лишь у потребителей дорогих машин, а сбыт массовых автомобилей продолжит падение, несмотря на скидки и спецпрограммы, пишет в четверг "Коммерсант". Ввоз иномарок также сокращается - виной тому высокие пошлины. Крупнейший отечественный автопроизводитель "АвтоВАЗ" также переживает не лучшие времена.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в январе-феврале. По данным АЕБ, за два месяца они составили 252,3 тысячи машин. Продажи в феврале также упали до 134,9 тысячи машин. Среди иномарок первое место занял бренд Chevrolet, второе - Ford, третье - Hyundai (та же ситуация была в январе). Лидером российского авторынка остается Lada, которая по объему продаж почти втрое опережает Chevrolet.

В то же время продажи премиальных брендов растут второй месяц подряд. Если в январе положительную динамику показали пять премиальных марок (Mercedes-Benz, Lexus, Infinity, Jaguar и Porsche), то в феврале - уже шесть: BMW, Audi, Infinity, Hummer, Cadillac и Jaguar (причем два последних бренда смогли их удвоить), а Mercedes-Benz сохранил их на прошлогоднем уровне.

Roland Berger Strategy Consultants и Rothschild отметили в недавнем исследовании, что в мире из-за кризиса спрос сместился в сторону дешевых компактных машин: этот сегмент в 2008 году вырос на 6% при падении премиального на 19%. Но в России ситуация обратная, признает глава холдинга Genser Игорь Пономарев. Потребителя подкупает, что дорогие машины продаются с серьезными скидками, поясняет он. Дилер "СТС-Моторс" предлагает на своем сайте внедорожник Cadillac Escalade стоимостью 2,86 млн рублей со скидкой 700 тысяч рублей. Представитель Cadillac Роман Скольский уточняет, что скидки предлагаются "к докризисной цене, потому что на модельный ряд Cadillac цены после Нового года не повышались".

По мнению Ивана Бончева из Ernst & Young и Бориса Фирсова из Roland Berger, у покупателя премиальных машин, в отличие от потребителя массовых иномарок, "пока еще остались деньги на покупку автомобиля". У потребителя же массовых брендов свободных денег нет, поэтому и скидки на автомобили не спасают рынок: сбыт массовых авто все равно падает - по отдельным брендам сразу на 80-90% (данные за февраль по Chrysler, Jeep и Dodge). Российские марки также в минусе: продажи Lada упали почти вровень с рынком (36%), а "УАЗа" и "ГАЗа" - в полтора-два раза сильнее. Именно с возвратом спроса в массовый сегмент российские власти и сами автопроизводители связывают выход автопрома из кризиса. Для стимулирования продаж массовых авто уже принят ряд мер, но реально они пока не работают.

Наибольший прирост продаж среди популярных автомобилей в феврале показал седан Toyota Camry (166%, ее сбыт растет второй месяц подряд, что в российском офисе объясняют наличием российской сборки) и внедорожник Hyundai Tucson (102%). В то же время массовая модель Hyundai Accent, которая до кризиса однажды стала самой продаваемой моделью (в январе 2008 года), показала наибольшее падение в 91%. На ТагАЗе (собирает Accent) итоги февраля вчера не комментировали. В целом же падение авторынка в феврале на уровне 38% было в пределах ожидаемого, говорит Игорь Пономарев. То, что премиальные бренды растут, - это временное явление, считает Борис Фирсов из Roland Berger, но когда именно их сбыт начнет падать, эксперт предсказать не берется.

Ввоз иномарок через таможни Дальнего Востока физическими лицами в январе-феврале текущего года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,4 раза - с 17,4 тысячи машин до 3,9 тысячи, заявил начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Игорь Власенко в ходе онлайн-конференции в четверг, передает РИА "Новости".

С 12 января 2009 года вступило в силу принятое 10 декабря 2008 года постановление правительства России о повышении таможенных пошлин на легковые и грузовые "иномарки". Эта мера принимается с целью защиты отечественных производителей, а также зарубежных компаний, которые производят сборку машин на территории РФ.

"Импорт легковых автомобилей в неторговом обороте, то есть ввоз физическими лицами, уменьшился по сравнению с январем - февралем 2008 года в 4,4 раза: с 17 тысяч 447 машин до 3 тысяч 993. Сезонный спад импорта автомобилей в последние зимние месяцы отмечался и в предыдущие годы, хотя, конечно, не в таких размерах, как в этом году", - сказал Власенко.

Он добавил, что предприятия также сократили количество импортируемых автомобилей, автобусов и спецтехники.

"По сравнению с январем - февралем 2008 года в этом году импорт легковых автомобилей компаниями уменьшился в 2,3 раза - с 39 тысяч 738 машин до 17 тысяч 246, автобусов - в 3 раза (с 398 до 128), грузовиков - в 2,3 раза (с 2 тысяч 740 до 1 тысячи 173)", - уточнил начальник ДВТУ.

В нынешнем году "АвтоВАЗ" готовится снизить производство почти на 40% - до 590 тысяч автомобилей и машинокомплектов. Это станет минимальным показателем за последнее десятилетие, пишут в четверг "Ведомости".

Новый план производства "АвтоВАЗ" огласил в среду на совещании со своими поставщиками, рассказал представитель компании. По предварительным данным, в 2008 году было выпущено около 940 тысяч автомобилей и машинокомплектов, говорит представитель "АвтоВАЗа".

Для внутреннего рынка компания хочет выпустить около 450 тысяч машин, на экспорт - 80 тысяч, а еще 60 тысяч машинокомплектов, добавил участник совещания.

Для "АвтоВАЗа" снижение производственного плана ничего хорошего не сулит, считает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов, ведь уровень безубыточности завода -450-500 тысяч автомобилей в год.

"АвтоВАЗ" в 2008 году уже получит убыток (источники, близкие к акционерам завода, оценивали его в 6-6,5 млрд рублей), напоминает он. В 2009 году его вряд ли удастся уменьшить. Правда, чтобы обеспечить скорректированный объем производства, "АвтоВАЗу" сначала нужно договориться с поставщиками, некоторые из них ("Сок", "Тадем") в I квартале прекращали заводу отгрузку комплектующих, отмечает Агибалов.

Несмотря на снижение объемов производства, доля "АвтоВАЗа" увеличится до 27% с 21,3% в 2008 году из-за общего падения рынка, считает аналитик ИК "Метрополь" Михаил Пак.

Источник: "Коммерсант" РИА "Новости" "Ведомости"