19.03.2009 | Служба новостей Росфирм

Российскими туристами на отдых за границей за 2008 год потрачено 10 млрд. долларов

Неумолимая статистика свидетельствует, что российские туристы тратят за границей в 10 раз больше денег, чем иностранные туристы в России. Так, объем услуг, предоставленных иностранным туристам в России за прошлый год, оценивается в 1 млрд долларов, а российскими гражданами за рубежом потрачено порядка 10 млрд долларов.

Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо решить важнейшую задачу по развитию туристско-рекреационного комплекса России. Ведущая роль здесь отводится государству, которое должно создать необходимые условия для развития туриндустрии.

В принятой Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. определены основные направления и механизмы развития отрасли. Целью развития туризма в РФ, согласно стратегии, является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма; развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.); создание новых приоритетных туристских центров; рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках; повышение качества туристских и сопутствующих услуг; совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении; обеспечение условий для личной безопасности туристов.

Эффективным инструментом привлечения инвестиций в отрасль являются федеральные целевые программы и особые экономические зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, которые создают основу для формирования инвестиционных площадок. Финансирование со стороны государства работ по созданию объектов туристской инфраструктуры, обеспечение перспективных туристских районов транспортными и инженерными коммуникациями, установление благоприятного экономического режима работы становятся важными факторами для привлечения инвестиций в туризм.

Всего в России сейчас 7 таких ОЭЗ, расположенных на территориях Республики Алтай, Республики Бурятия, Алтайского края, Краснодарского края, Ставропольского края, Иркутской области и Калининградской области. Как объясняет Павел Котов, начальник Управления по туристско-рекреационным зонам РосОЭЗ, за прошедшие с момента создания ОЭЗ два года велись в основном подготовительные к строительству работы и основной объем инвестиций пришелся на строительство объектов инфраструктуры: дороги, электроэнергетику, водоснабжение и водоотведение, административно-деловые центры. "По нашим расчетам, для обеспечения объектами инфраструктуры ОЭЗ туристско-рекреационного типа потребуется около 70 млрд руб. вложений государства. Значительная часть из требуемой суммы уже выделена, и во II квартале текущего года мы планируем выйти на строительные площадки, - говорит он. - На строительство туристских объектов потребуется не менее 120 млрд рублей частных инвестиций. Более 10% от указанной суммы планируют вложить в развитие ОЭЗ 18 зарегистрированных резидентов ОЭЗ "Байкальская гавань" на территории Республики Бурятия, ОЭЗ "Алтайская долина" на территории Республики Алтай и ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" на территории Алтайского края".

Ландшафтно-климатическое разнообразие нашей страны позволяет развивать практически все виды туризма, а также широкий спектр санаторно-курортного и оздоровительного видов отдыха и т.д. Наличие уникальных туристских ресурсов обуславливает высокий потенциал для формирования активного спроса на внутренние туристские услуги. Однако туристский потенциал России используется пока очень слабо.

Так, по оценкам Всероссийской туристической организации (UNWTO), потенциал России позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год. Вместе с тем в настоящее время на ее долю приходится всего лишь 7-8% от общемирового числа туристских прибытий. Очевидно, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

По данным ведущих международных туристских организаций, Россия занимает 64-ю позицию из 130 в рейтинге конкурентоспособности стран мира в сфере путешествий и туризма, а по данным Всемирного совета по туризму и экскурсиям (WTTC), по объемам услуг туристского сектора в абсолютных показателях Россия занимает 22-е место в мире, а в относительных - 156-е. Это говорит о том, что Россия пока не относится к категории туристскоемких стран.

По оперативным данным тех же организаций, в 2008 г. число занятых граждан в мировом туризме составляет около 240 млн человек, в российском туризме - 1040 тыс. человек, или около 5% от общего уровня занятости в стране, что указывает на существующие резервы в обеспечении занятости экономически активного населения.

Туризм оказывает существенное влияние на социальные аспекты развития регионов. По экспертным оценкам, косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в национальной экономике, а одно рабочее место, созданное в туристском секторе, ведет к появлению не менее 20 мест в сопутствующих отраслях. Это очень важный социальный аспект в условиях экономического и финансового кризиса. Сегодня перед государством встают задачи эффективного антикризисного регулирования отрасли, основанного на комплексном подходе. Для этого необходимо принять ряд дополнительных мер, направленных в том числе на формирование и продвижение новых региональных туристских продуктов на базе перспективных туристских регионов России. Именно региональные туристские ресурсы с наиболее перспективными видами туризма составляют основу эффективной реализации внутреннего туристского потенциала. Так, например, развитие культурно-познавательного туризма дает ежегодный прирост около 15%. Из общего числа потребителей внутреннего туристского продукта около 52% туристов заинтересованы именно в культурно-познавательном и экскурсионном туризме, что особенно показательно для Северо-Западной и Центральной частей России. В Новгородской области около 70% всех туристов посещают регион именно с указанной целью, в Псковскую область въезжают более 57% туристов в целях посещения культурных и исторических памятников региона. В регионах необходимо развивать круизный и спортивный туризм, а также сельский, экологический, паломнический и пр. виды туризма, максимально задействуя природные ресурсы территорий. Развитие этих видов туризма в регионах приведет к созданию новых рабочих мест, развитию смежных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, народных промыслов, сферы услуг и др.), обеспечит рост поступлений в региональные бюджеты.

http://www.rg.ru