11.04.2012 | Служба новостей Росфирм

История возникновения печатей

Традиция ставить на важные документы печать появилась еще в Древнем Египте и Вавилоне. Это было около 3500 тысяч лет до н.э., оттиски печатей ставили на государственные бумаги, почтовые конверты, их использовали государственные служащие, управляющие, властители и простые писцы. 

Печати Древней Руси появились лишь в начале 10 века, ими пользовались князья, митрополиты и епископы, подтверждая договора и подписывая документы. Доказательством этому служат археологические раскопки и летописи, дошедшие до наших дней. Например, в 1953 году близ Новгорода была обнаружена находка, восковая цера, датированная 10-11 вв - печать полоцкого князя Изяслава Владимировича. Вплоть до 15 века на Руси использовались свинцовые печати, которые привешивались к документу и закреплялись при помощи пломбира -специальных щипцов. Позже появились глиняные, восковые, сургучовые и металлические печати с оттиском. 

Сфрагистика – наука, занимающаяся исследованием печатей, появилась в 18-19 вв, в Европе это событие произошло в 17 веке. Среди начинателей отечественной сфрагистики был известный коллекционер древнерусских летописей Е.А. Болтховитинов, описавший сфрагистические отечественные памятники с древних времен до 18 века. 

Согласно исследованию внешних признаков печатей, сфрагистика берет свое начало из дипломатики. Об этом свидетельствуют множественные исторические источники, в том числе жалованная грамота князя Мстислава Владимировича, данная в 12 веке Новгородскому Юрьеву монастырю. Изучением печатей занимался известный историк Карамзин, описавший некоторые экземпляры старинных клише в «Истории Государства Российского». Интересен с точки зрения науки сфрагистики и труд А.Б. Лакиера «Русская геральдика», рассматривающий изготовление печатей при княжеских дворах в связи с дворянскими гербами и денежными знаками. При дворах русских князей в то время даже существовала должность хранителя печатей. 

Одним из самых древних способов нанесения изображения считается тиснение. Еще древние гончары ставили знаки качества на свои изделия при помощи печатки-штампа, а древние купцы печатали свой фирменный знак на кувшинах с товаром. Так поступали древние египтяне и шумеры, применявшие печати цилиндрической формы еще 3500 лет до н.э. Процесс изготовления штампов в те времена был настолько сложным, что каждая печать была уникальной и имела свои особенности. У основателя Монгольской империи – Чингисхана, тоже была своя печать, перешедшая по наследству к внуку. Ее оттиск хранится в архивах Ватикана на бумажном свитке старинной грамоты. Надпись гласит: «Бог на небе и Гуюк хан над землей – храбрость божья. Император всех людей». 

Технология создания изображения на ткани при помощи набивки тоже имеет глубокую историю. Рисунок переносился на полотно с деревянной доски, гравированной мастером. Изобретение данной технологии относят к 70-м годам XIV века. Одна такая доска, предназначенная для тиснения на ткани, была найдена на востоке Франции в 1898 году. Эта замечательная находка была куплена книгопечатником Прота, в чьей типографии, находящейся в городе Макон, можно увидеть древний экспонат и сегодня. Он изображает людей в рыцарских одеждах в обрамлении художественно исполненного текста. 

Работа гравера необычайно сложный и трудоемкий процесс. Даже для изготовления одной страницы требуется немалое количество времени. Зеркальное изображение будущего оттиска наносится бережно, буква за буквой, при этом не допускаются ошибки и помарки. Поэтому срочное изготовление печатей в те времена было большим искусством.

Древнекитайский философ Конфуций, известный своей мудростью и большим количеством изречений и афоризмов, дошедших до наших дней, изобрел свой альтернативный способ копирования. В качестве клише служили выбитые на камне слова мастера, которые множество последователей переносили на бумагу следующим способом. Они прикладывали к каменной плите влажные листы бумаги и вдавливали бумагу в строки деревянным молотком. После этого по листу проходили валиком с черной краской, а продавленные буквы оставались белыми на черном фоне. Впоследствии этот метод был усовершенствован. Копируемый текст наносился тушью на лист бумаги, который прикладывали к деревянной дощечке с гладкой поверхностью, покрытой слоем рисового отвара. Когда отвар впитывал тушь, на доске появлялось зеркальное отображение надписи, вокруг которой осторожно удалялось все лишнее. Когда надпись застывала, ее покрывали тушью и делали оттиск. Этим способом была отпечатана в 868 году «Алмазная сутра» - книга о совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества, вершина буддистской философии.

Появление книгопечатания при помощи заранее подготовленных печатных форм, технических элементов и деталей, стало революционным открытием для всего человечества. Многие ученые всего мира полностью солидарны в том, что изобретение книгопечатания необходимо закрепить за Гутенбергом, который смог объединить имеющиеся на тот момент технологии нанесения оттиска и изобрел первую словолитную форму. 

О появлении печатей на Руси ходит множество исторически не подтвержденных легенд. Считается, что первые печати русских князей отображали родовые знаки Рюриковичей. Это было еще до принятия христианства и возможно впоследствии такие клише были приняты за языческие символы и уничтожены.