05.09.2011 | Служба новостей Росфирм
Сложности кредитования малого бизнеса
Идеальная ситуация: молодой и амбициозный предприниматель, с перспективными идеями для бизнеса обратился в банк, получил кредит, убедив всех своим грамотным бизнес-планом, и начал работать на благо себе и государству. Но в реальности до такого нам еще далеко.
Чаще можно встретить другие ситуации. Например, бизнесмену, чтобы получить необходимые средства, приходится брать потребительские кредиты на себя и членов семьи. Или обращаться к «черному» рынку кредитования малого бизнеса.
Одной из главных проблем, которая препятствует развитию кредитования малого бизнеса, является то, что у малых предприятий, как правило, нет в собственности ликвидного имущества или недвижимости, которое банк принял бы в залог.
Вторая проблема, с которой сталкиваются банкиры, это неграмотность бизнес-планов, предоставляемых потенциальными заемщиками. Мало кто из предпринимателей обращается за подобной услугой (написание бизнес-плана) к профессионалам. И мало кто из заявителей имеет необходимое экономическое образование для написания его самостоятельно.
Регулярные исследования показывают, что главным препятствием на пути развития кредитования – это ненадежность заемщиков, высокие операционные издержки по обслуживанию таких клиентов, невозможность предоставить обеспечение по кредитам.
Все же банкиры стараются идти навстречу малому бизнесу. Правда, предъявляя довольно много требований. Так, чтобы получить кредит под бизнес, предприятие должно работать безубыточно не менее 6 месяцев. Плюс к этому должно предоставить банку ликвидный залог или поручительство третьих лиц. В залог некоторые банки начинают принимать даже товары в обороте, что, конечно, является существенным облегчением. Кроме того, многие банки сегодня сотрудничают с фондами содействия кредитованию малого бизнеса. Хотя ставки по кредитам все равно остаются довольно высокими, но они все же снизились по сравнению с предыдущими годами. Сегодня можно найти рублевый кредит под 10% годовых (Росинтербанк).
Кредиты малому и среднему бизнесу все еще не являются приоритетным направлением в деятельности большинства банков. Куда выгоднее банкам использовать эти ресурсы для потребительского кредитования.
Однако деньги-то компаниям нужны. И они используют различные схемы поиска финансирования. Так, получают распространение факторинговые схемы. Факторская компания в этом случае выкупает счета-фактуры компании-клиента на определенных условиях. В целом, данный способ соответствует стандартам мировой финансовой практики. Он выгодно отличается от кредитования быстрыми сроками принятия решений. К сожалению, такие механизмы не применимы во многих сферах бизнеса.
Еще один способ получить деньги быстро и без проволочек – это обратиться в кредитные кооперативы, кредитные союзы. Быстро, но, как правило, очень дорого. На таких условиях можно взять краткосрочный кредит, для решения оперативных задач, но никак не стратегических.
Особенно остро кредитный вопрос стоит в регионах, где и банков меньше, и предложений. А следовательно, кредиты более дорогие и менее доступны. Эти проблемы решаются с помощью специальных региональных программ поддержки малого бизнеса. Одобренная Центробанком схема такова: специальные фонды выдают банкам гарантии по кредитам для малого бизнеса.
Вопрос развития рынка кредитования малого бизнеса – это вопрос дальнейшего развития и функционирования экономики, который нужно решать на самых различных уровнях.
См. также "Выгодный образовательный кредит для студентов"
Другие статьи по теме
11.05.24 Как купить Tether TRC20 (USDT) за кэш рублями в Москве через онлайн-обменник
02.12.22 Как эффективно решить вопрос информационного обеспечения юридической службы?
24.11.22 Школа заёмщика: как списать долги законными способами?
27.07.22 Из чего складывается туристическая страховка
21.07.22 Как формируется цена доллара
►Все статьи по теме